СМИ: Реджепу Эрдогану и Владимиру Путину не о чем говорить

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь объявляет о внезапном наступлении турецких войск в Сирии. Его эмоциональное обещание заплатить любую цену прозвучало на следующий день после завершения очередного раунда российско-турецких переговоров по Идлибу, который, по словам Эрдогана, пока не принес желаемого результата, пишет «Коммерсант».

«Кремль назвал возможную турецкую операцию против сирийской армии наихудшим возможным сценарием. По словам его представителя Дмитрия Пескова, Москва рассматривает возможность продолжения диалога с турецкими коллегами на различных уровнях, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации в Идлибе», — говорится в газете.

«Коммерсантъ» не ожидает скорой встречи Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным, так как им пока не о чем говорить. «Россия не спешит отвечать на ультиматум Турции и помочь вернуть сирийскую армию обратно на свои позиции до наступления в зоне деэскалации. На всех уровнях Москва подчеркивает, что действия сирийской армии в Идлибе оправданы, поскольку она борется с террористическими группировками в духе российско-турецких договоренностей в Сочи. Однако стороны по-разному интерпретируют достигнутые договоренности», — поясняет издание.

Основной спор между Анкарой и Москвой на данный момент сводится к тому, останутся ли турецкие наблюдательные посты на территории, контролируемой Дамаском. «Турция не уйдет», — сказал ее министр обороны Хулуси Акар. Однако, по мнению Москвы, Анкаре придется признать новую реальность, заявил вчера журналистам министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Пока Анкара и Москва спорят, сирийская армия продолжает наступление в Идлибе, а зона деэскалации быстро сужается день ото дня», — отмечает газета.

«Сейчас слишком поздно для Турции бороться за Идлиба, поскольку Эрдоган вряд ли готов нарушить международное право и начать войну с государством-членом ООН», — считает российский политолог Тимур Ахметов. По его словам, Турция реализует концепцию принудительной дипломатии, демонстрирует военную силу с главной целью улучшения своей переговорной позиции и дипломатического бремени.

«Резкие заявления Анкары могут быть направлены на то, чтобы запугать противника, чтобы он прекратил наступление, но на самом деле Турция не намерена воевать», — заявил российский аналитик Яшар Ниязбаев. «Вопрос в том, кто демонстрирует решимость Эрдогана? Перед Москвой, чтобы она не помогла Дамаску окончательно взять контроль над Идлибом или Западом, чтобы обеспечить его поддержку и вытеснить сирийские войска за пределы 12 турецких наблюдательных пунктов?», — спрашивает он.

«Москва предлагает Анкаре вернуться к дипломатическим методам урегулирования ситуации в Идлибе. В случае прямого столкновения между сирийской и турецкой армиями победят только террористы», — заявил «Известиям» глава комитета Госдумы по обороне Андрей Красов.

Цитируемый газетой турецкий депутат Озтурк Йылмаз уверяет, что Анкара готова продолжить диалог с Россией по этому вопросу до начала военной операции, но времени мало. «Вскоре делегации двух стран встретятся в третий раз, чтобы избежать прямого столкновения между их войсками», — сказал он.

«Москва не должна недооценивать ситуацию — Анкара больше не может больше принимать беженцев из Идлиба. С момента начала сирийского конфликта Турция уже приняла более трех миллионов сирийцев на своей территории», — сказал турецкий наблюдатель Энес Байраклы.

Россия может стать буфером между Турцией и Сирией — отвести сирийцев от наблюдательных постов и оспаривать позиции российских военных. Тогда Турция сможет продемонстрировать своей аудитории, что она вынудила президента Сирии Башара Асада уйти с границы, считает московский эксперт по политике Турции Юрий Мавашев.

Опасность, говорит он, заключается в том, что радикальные политики набирают силу в Анкаре, и они не примут даже того максимума, который может предложить Россия. Они настаивают на том, чтобы Анкара полностью контролировала Идлибскую зону, как и раньше. Но это будет означать, что сирийцы отступят со всех с трудом завоеванных позиций, что никоим образом не устраивает ни Дамаск, ни Москву.

«Ситуация будет обсуждаться на самом высоком уровне. Если руководство Турции уйдет в отставку, в начале марта в Тегеране состоится трехсторонний саммит по урегулированию в Сирии с участием президентов России, Ирана и Турции», — считает «Независимая газета». Издание ссылается на Михаила Богданова, заместителя министра иностранных дел Российской Федерации и специального представителя президента Владимира Путина по странам Ближнего Востока и Африки.

Эксперты по-разному оценивают риски развития силового сценария в Идлибе. Российский эксперт по исламу Кирилл Семенов сильно сомневается, готова ли Анкара к реальным военным действиям против Сирии.

«Это может обернуться прямым конфликтом между Турцией и Россией, поскольку нынешняя правительственная операция в Идлибе фактически находится под российским руководством», — считает эксперт.