Associated Press: «Почему в США такая высокая инфляция и когда она упадет?»

«Инфляция начинает выглядеть как неожиданный и нежелательный гость, который просто не уезжает», — пишет Associated Press.

В течение нескольких месяцев многие экономисты были уверены, что скачок потребительских цен, чего не было в Соединенных Штатах уже целое поколение, не продлится долго. По обнадеживающим словам председателя Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла и официальных лиц Белого дома это окажется «временным», поскольку экономика переходит от связанного с вирусами хаоса к чему-то более близкому к нормальному.

И все же, как может сказать вам любой американец, купивший пакет молока, галлон бензина или подержанный автомобиль, началась инфляция. И теперь экономисты посылают более обескураживающий сигнал: более высокие цены, вероятно, сохранятся в следующем году, если не дольше.

В среду правительство заявило, что его индекс потребительских цен вырос на 6,2% по сравнению с прошлым годом, что стало самым большим скачком за 12 месяцев с 1990 года.

«Это большой удар», — сказал Джейсон Фурман, старший экономический советник администрации Обамы. «Инфляция не замедляется. Она сохраняет высокие темпы».

И шок там, где семьи чувствуют это больше всего. Например, за завтраком: цены на бекон за последний год выросли на 20%, на яйца — почти на 12%. Бензин подорожал на 50%. Покупка стиральной машины или сушилки обойдется вам на 15% дороже, чем год назад. Подержанные автомобили — на 26% больше.

Несмотря на то, что у многих рабочих резко повышается заработная плата, этого недостаточно, чтобы идти в ногу с ценами. В прошлом месяце средняя почасовая оплата в США с учетом инфляции фактически снизилась на 1,2% по сравнению с октябрем 2020 года.

Экономисты Wells Fargo мрачно шутят, что ИПЦ Министерства труда — индекс потребительских цен — должен означать «индекс потребительской боли». К несчастью для потребителей, особенно для домохозяйств с более низкой заработной платой, все это совпадает с их более высокими потребностями в расходах незадолго до курортного сезона.

Ценовое давление усиливает давление на ФРС, заставляя его быстрее, чем годы, отказываться от политики легких денег. И это представляет угрозу для президента Джо Байдена, демократов в Конгрессе и их амбициозных планов расходов.

Что вызвало рост цен?

Во многом это обратная сторона очень хороших новостей. Экономика США, пострадавшая от COVID-19, рухнула весной 2020 года, когда вступил в силу блок, предприятия закрылись или сократили рабочее время, а потребители остались дома в качестве меры по охране здоровья. Работодатели сократили 22 миллиона рабочих мест. Экономическое производство упало на рекордные 31% годовых в апреле-июне прошлого года.

Все готовились к новым несчастьям. Компании сокращают вложения. Пополнение отложено. Последовала жестокая рецессия.

Тем не менее, вместо того, чтобы погрузиться в затяжной спад, экономика начала неожиданное восстановление, чему способствовали огромные государственные расходы и ряд чрезвычайных мер со стороны ФРС. К весне выпуск вакцин побудил потребителей вернуться в рестораны, бары и магазины.

Внезапно предприятиям пришлось изо всех сил пытаться удовлетворить спрос. Они не могли нанять достаточно быстро, чтобы заполнить рабочие места — рекордные 10,4 миллиона в августе — или купить достаточно материалов для выполнения заказов клиентов. Когда предприятия вернулись, порты и грузовые склады не смогли справиться с трафиком. Глобальные цепочки поставок стали более сложными.

Затраты выросли. И компании обнаружили, что они могут переложить эти более высокие затраты на более высокие потребительские цены, многим из которых удалось значительно сэкономить во время пандемии.

«Значительная часть наблюдаемой нами инфляции является неизбежным результатом пандемии», — сказал Фурман, ныне экономист Гарвардской школы Кеннеди.

Однако Фурман предполагает, что неправильная политика тоже играет роль. По его словам, политики настолько стремятся предотвратить экономический коллапс, что «систематически недооценивают инфляцию».

«В огонь подлили керосин».

По словам Фурмана, поток государственных расходов, в том числе 1,9 триллиона долларов в рамках пакета помощи от коронавируса президента Джо Байдена, а также чеков на 1,400 долларов для большинства домашних хозяйств в марте, стимулировал экономику.

«Инфляция в США намного выше, чем в Европе», — сказал он. «Европа переживает те же шоки поставок, что и Соединенные Штаты, те же проблемы с цепочкой поставок. Но они не сделали такого большого стимула».

В заявлении, сделанном в среду, Байден признал, что «инфляция наносит ущерб карманам американцев, и изменение этой тенденции является для меня главным приоритетом». Но он сказал, что его пакет инфраструктуры на 1 триллион долларов, включая расходы на дороги, мосты и порты, поможет облегчить поставки.

Как долго это будет продолжаться?

Инфляция потребительских цен, вероятно, продолжится, поскольку компании изо всех сил пытаются справиться с огромным спросом на потребительские товары и услуги. Возрождающийся рынок труда — работодатели добавили в этом году 5,8 миллиона рабочих мест — означает, что американцы могут продолжать делать все, от мебели для газонов до новых автомобилей. И проблемы в цепочке поставок не показывают признаков исчезновения.

«Спрос в экономике США будет по-прежнему за чем стоит наблюдать, — сказал Рик Ридер, главный инвестиционный директор Blackrock по глобальным фиксированным доходам, — и компании по-прежнему смогут позволить себе роскошь контролировать цены».

Меган Грин, главный экономист Института Кролла, предположила, что инфляция и экономика в целом в конечном итоге вернутся к чему-то более близкому к норме.

«Я думаю, что это будет переходный период», — сказала она об инфляции. «Но экономисты должны быть очень честными в определении перехода, и я думаю, что это может легко продлиться еще один год».

«Нам нужно много смирения, чтобы говорить о том, как долго это продлится», — сказал Фурман. «Я думаю, что он был с нами какое-то время. Уровень инфляции упадет с неожиданного уровня в этом году, но он все равно будет очень, очень высоким по сравнению с историческими нормами, к которым мы привыкли».

Страдем ли мы от возврата к стагфляции в стиле 1970-х?

Рост потребительских цен породил призрак возврата к «стагфляции» с 1970-х годов. Тогда более высокие цены совпали с высоким уровнем безработицы, вопреки тому, что традиционные экономисты считали возможным.

Однако сегодняшняя ситуация выглядит совсем иначе. Безработица относительно низкая, и домохозяйства, как правило, находятся в хорошем финансовом состоянии. Conference Board, группа бизнес-исследований, обнаружила, что ожидания потребителей в отношении инфляции в прошлом месяце были самыми высокими с июля 2008 года. Но потребители, похоже, не так обеспокоены: индекс доверия совета директоров все равно вырос из-за оптимизма рынка труда.

«По крайней мере, на данный момент они думают, что преимущества перевешивают недостатки», — сказала Линн Франко, старший директор по экономическим индикаторам Conference Board.

По прогнозам, экономический рост восстановится в последнем квартале 2021 года после замедления темпов роста с июля по сентябрь в ответ на очень заразный вариант Дельты.

«Большинство экономистов ожидают ускорения роста в четвертом квартале», — сказал Грин. «Так что это не означает, что мы сталкиваемся с более медленным ростом и более высокой инфляцией одновременно. Мы просто сталкиваемся с более высокой инфляцией».

Что делать политикам и государственным деятелям?

Давление оказывается на ФРС, которой поручено сдерживать инфляционный потолок, чтобы контролировать цены.

«Им нужно перестать говорить нам, что инфляция носит временный характер, начать больше беспокоиться об инфляции, а затем действовать соразмерно опасениям», — сказал Фурман. «Мы видели немного этого, но совсем немного».

Пауэлл объявил, что ФРС начнет сокращать ежемесячные покупки облигаций, которые он начал в прошлом году в качестве чрезвычайной меры, чтобы попытаться поднять экономику. В сентябре официальные лица ФРС также предсказали, что они поднимут базовую ставку ФРС с рекордно низкого уровня, близкого к нулю, к концу 2022 года — намного раньше, чем они предсказывали несколькими месяцами ранее.

Но резко более высокий уровень инфляции, если он сохранится, может вынудить ФРС ускорить этот график; инвесторы ожидают как минимум двух повышений процентных ставок ФРС в следующем году.

«Мы боролись с несуществующей инфляцией с 1990-х годов, — сказала Дайан Суонк, главный экономист бухгалтерской и консалтинговой фирмы Grant Thornton, — теперь мы говорим о борьбе с инфляцией, что вполне реально».