Обвал турецкой лиры

«Турецкая лирадостигла нового рекордного минимума сегодня после того, как центральный банк объявил, что он вмешался из-за «нездоровых» рыночных цен, в то время как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган снова и еще сильнее настаивал на своей избирательной стратегии, предусматривающей резкое снижение процентных ставок», — сообщает Reuters.

Нестабильная торговля с низкой ликвидностью произошла после того, как в ноябре турецкая валюта отметила свой второй худший месяц в истории, пострадав от поддержки Эрдоганом резкого смягчения денежно-кредитной политики, несмотря на растущую инфляцию и широкую критику.

Центральный банк, который Эрдоган подчинил себе и оказал на него давление в этом году, заявил в своем заявлении, что «напрямую» вмешался в рынок «посредством продажи транзакций из-за нездорового обменного курса».

Фунт, котрый ранее упал до 13,87 по отношению к доллару США, подскочил до 12,42 за доллар — улучшение более чем на 8% за день. Однако цена снова упала до 13,25 фунта за доллар.

Вчера фунт упал до самого низкого уровня в истории в 14 фунтов за доллар после того, как Эрдоган выступил в защиту экономической политики и после того, как доллар воспользовался резкими комментариями Федеральной резервной системы США.

Затем, в шестой раз за две недели, Эрдоган сегодня подтвердил свою приверженность низким процентным ставкам, посоветовав туркам действовать мудро и избегать паники, и пообещал, что инфляция будет быстро скорректирована.

«Турция уже отказалась от денежно-кредитной политики, основанной на высоких процентных ставках, что привело к застою в некоторых развивающихся странах», — сказал он депутатам от его правящей Партии справедливости и развития в парламенте.

«Вместо этого мы перешли к стратегии роста, направленной на инвестиции, занятость, производство и экспорт», — сказал он, добавив: «Процентные ставки — это зло, которое делает богатых богаче, а бедных — беднее».

Валюта потеряла 47% своей стоимости в этом году, упав примерно на 30% только в ноябре, быстро подорвав прибыли и сбережения Турции, запутав семейные бюджеты и даже заставив их изо всех сил искать импортные лекарства.

Вчера в интервью государственному телевидению TRT Эрдоган заявил, что от новой политики «не будет возврата», отстаивая политику количественного смягчения, которую большинство экономистов называют безрассудной.

«Мы увидим, что процентные ставки значительно упадут, и поэтому перед выборами произойдет улучшение обменных курсов», — заверил он.

Выборы назначены не позднее середины 2023 года.

«Это опасный эксперимент, который пытается провести Эрдоган, и рынок пытается предупредить его о последствиях», — сказал Брайан Джейкобсон, старший инвестиционный стратег Allspring Global Investments из США, штат Висконсин.

«Импорт, вероятно, вырастет с падением фунта, что приведет к ухудшению инфляции. Иностранные инвестиции могут быть оттеснены, что затруднит финансирование роста. Свопы по кредитному дефолту приводят к более высокому риску дефолта», — добавил он.

«Инвесторы нервничают все больше и больше … Это токсичный напиток», — сказал Джейкобсон.

Распродажа в прошлом месяце была одной из самых значительных для фунта, сравнимых с кризисами, с которыми столкнулась крупная экономика с формирующимся рынком в 2018, 2001 и 1994 годах.

Партия справедливости и развития Эрдогана, пришедшая к власти после кризиса 2001 года, потеряла поддержку опросов общественного мнения, показывающих, что Эрдоган проиграет прямую конфронтацию со своими наиболее вероятными противниками на посту президента.

С сентября центральный банк снизил процентную ставку на 400 базисных пунктов до 15% под давлением Эрдогана, оставив реальные процентные ставки глубоко отрицательными с инфляцией, близкой к 20%. Ожидается, что в декабре он снова снизится.

Оппозиция призвала к немедленному пересмотру политики и досрочным выборам.