Не менее 32 человек погибли в результате беспорядков в ЮАР

Протестующие столкнулись с полицией в нескольких районах Южной Африки, а мародеры грабили торговые центры после того, как разочарование по поводу бедности и неравенства стало наихудшими беспорядками в стране за многие годы, сообщает Reuters.

Сотрудники службы безопасности заверили, что правительство работает над тем, чтобы насилие и грабежи не распространялись дальше, но воздержались от объявления чрезвычайного положения.

«Никакие несчастья или личные обстоятельства нашего народа не дают права кому-либо грабить, разрушать и делать все, что они хотят, и нарушать закон», — заявил на пресс-конференции министр полиции страны.

Насилие было спровоцировано заключением в тюрьму бывшего президента Джейкоба Зумы после того, как его сторонники вышли на улицы на прошлой неделе, но ситуация превратилась в вспышки гнева по поводу сохраняющейся бедности и неравенства в Южной Африке через 27 лет после окончания апартеида.

Экономические последствия ограничений COVID-19 усугубили проблемы.

Солдаты были отправлены в горячие точки сегодня после того, как превосходящие силы полиции оказались бессильны предотвратить рейды и грабежи торговых точек в провинции Квазулу-Натал, где проживает Зума, и в провинции Гаутенг, где находится крупнейший город страны Йоханнесбург. Колонны бронетранспортеров двигались по шоссе.

По данным властей штата и провинции, к настоящему времени в результате беспорядков погибли 32 человека. Однако министр полиции объявил, что по официальным данным погибло 10 человек.

Магазины, заправочные станции и правительственные здания были вынуждены закрыться. Мародеры украли различные предметы, от пива и продуктов до бытовой техники, показали кадры, и по крайней мере один торговый центр был полностью разграблен.

Протестующие забросали улицы камнями, а полиция ответила резиновыми пулями.

Как сообщил Reuters очевидец, в некоторых районах прибрежного города Дурбан, где были разграблены магазины, полиции не было видно. В торговом центре в районе Соуэто Йоханнесбурга полиция и военные патрулировали, а владельцы магазинов оценивали ущерб.

По словам министра, на данный момент арестовано 757 человек. Он сказал, что правительство будет действовать, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию насилия, и предупредил, что людям не будет позволено «издеваться над нашей демократией».

Выступая на той же пресс-конференции, министр обороны заявил, что, по его мнению, чрезвычайное положение еще не вводится.

79-летний Зума был осужден в прошлом месяце за нарушение постановления конституционного суда о даче показаний в ходе расследования коррупции на высоком уровне в течение его девяти лет пребывания на должности до 2018 года.

Решение о заключении его в тюрьму является результатом судебного разбирательства, которое рассматривается как проверка способности Южной Африки установить верховенство закона, в том числе против влиятельных политиков, после эпохи апартеида.

Но любая конфронтация с солдатами рискует вызвать обвинения Зумы и его сторонников в том, что они являются жертвами политически мотивированных репрессий со стороны его преемника, президента Сирила Рамафосы.

Насилие обострилось после того, как в понедельник Зума обжаловал свой 15-месячный тюремный срок в Верховном суде Южной Африки. Решение сохраняется до неустановленной даты.

Но ухудшающаяся ситуация высветила более широкие проблемы и несбывшиеся ожидания, которые последовали за окончанием правления белого меньшинства в 1994 году и избранием Нельсона Манделы на первых свободных и демократических выборах в Южной Африке.

Экономика изо всех сил пытается оправиться от ущерба, нанесенного самой страшной эпидемией COVID-19 в Африке, что вынуждает ее неоднократно вводить ограничения для предприятий, пострадавших в результате и без того хрупкого восстановления.

Кризис, возможно, увеличил разрыв между богатыми и бедными. Рост безработицы приводит людей во все большее отчаяние. Безработица достигла нового рекорда в 32,6% за первые три месяца 2021 года.

Но в своем обращении вчера вечером Рамафоса сказал: «То, что мы наблюдаем сейчас, — это оппортунистические преступления, когда группы людей разжигают хаос только как прикрытие для грабежа и воровства».