Европа останется без урожая?

Пандемия коронавируса временно спасла Европу от вторжения нелегальных иммигрантов и сразу же сделала победу проблемой. Оказывается, европейцы давно забыли, как самостоятельно заниматься сельским хозяйством, передав эту утомительную, низкооплачиваемую работу на плечи иностранных сезонных рабочих. Теперь, когда границы закрыты, и в большинстве стран ЕС нет людей, которые хотят собирать клубнику, вишню, артишоки и другие овощи и фрукты, перспектива потери урожая выросла в разы. Удастся ли европейцам выбраться из этой сложной ситуации?

Не секрет, что за последние несколько десятилетий вся тяжелая работа в сельскохозяйственном секторе большинства стран ЕС перешла на плечи трудящихся-мигрантов. Закрытие границ отключило эту рабочую силу — не только тех, кто подал заявку на получение статуса беженца, но и для сезонных работников.

Маленькие фермы из Ломбардии и Венето, двух итальянских регионов, наиболее пострадавших от пандемии, были первыми, кто испытал дискомфорт. В марте, в разгар клубничного сезона, местные фермеры неожиданно обнаружили, что четыре тысячи рабочих, на которых они обычно полагались, не приедут.

По данным Eurac Research, в сельскохозяйственном секторе Италии работает около миллиона человек. Около 350000 из них являются иностранцами из стран ЕС и не входящих в ЕС. Не все из них постоянно живут в Италии, многие из них приезжают из своих стран только в течение сезона, после которого они возвращаются домой.

Министр сельского хозяйства Италии Тереза ​​Беланова намерена решить вопрос с иностранными рабочими простым и конкретным способом — она ​​объявила, что встретится с послом Румынии в Италии и попросит помощи с «рабочей силой».

Разговор с послом не является проблемой, но отправятся ли румыны в Италию после всего, что было написано в европейской прессе о катастрофической ситуации с COVID-2019?

«Страх заразиться сильнее, чем желание зарабатывать деньги, — заявил заместитель министра сельского хозяйства Италии Джузеппе Л’Абат на недавней встрече с журналистами, — нам нужно организовать самый высокий уровень медицинского контроля для сезонных работников, тогда они приедут к нам».

Ситуация осложняется еще и тем, что значительная доля сезонных работников среди итальянских аборигенов работает на местах без юридической регистрации.

Германия также закрыла свои границы в конце марта. В результате немецкие фермеры рискуют остаться без спаржи — из года в год десятки тысяч трудовых  мигрантов приезжают для этого. Ведутся переговоры с Румынией о принятии на апрель-май около 80000 работников для сбора урожая.

И Румыния, похоже, согласна: в конце концов, Германия является одной из стран, наиболее эффективно столкнувшихся с пандемией с хорошей статистикой. «Большинство немцев не привыкли работать часами. Они жалуются на боли в спине. Румыны, поляки и украинцы сильнее и работают без выходных и праздников», — цитирует немецкого фермера Bild Йорг Хейер.

Как только информация о соглашении просочилась в прессу, возник скандал: некоторые правозащитники заявили, что решение было хорошим для сельского хозяйства, но вредным для здоровья — кто знает, какие контакты были у этих рабочих и не вызовут ли они заражения?

Великобритания также вступила на «немецкий маршрут»: страна уже начала принимать первые чартерные рейсы с сезонными путешественниками из Восточной Европы. Британцы были вынуждены принять это решение, безуспешно пытаясь собрать значительное количество местных жителей. Рекрутинговое агентство Concordia получило чуть более 1000 заявлений от подданных Ее Величества. «Однако 900 из них отказались выйти на поле после первого рабочего дня»,- сообщает The Guardian. По всей стране трудовым охотникам удалось собрать 36000 заявок на должность сборщика урожая. Однако, после физического теста только 6000 из них вышли на второй рабочий день.