Что, если бы немцам пришлось собирать в поле спаржу и клубнику?

Здесь, в Германии, снова зарегистрирована вспышка COVID-19 в сельскохозяйственной отрасли. На этот раз заражение началось с фермы по выращиванию спаржи в деревне Кирхдорф в земле Нижняя Саксония, расположенной между Бременом и Оснабрюком. В связи с быстрым распространением инфекции в этом районе был задействован так называемый «экстренный тормоз», в том числе более строгие антипандемические меры.

Около 1000 сборщиков спаржи, большинство из которых сезонные рабочие из Восточной Европы, помещены под так называемый «трудовой карантин» — рабочие могут выходить только на работу и никуда больше. За соблюдением мер следит полиция.

Местных жителей совершенно не удивляет появление там новой вспышки. Они утверждают, что СМИ закрывают глаза на проблему. Ежегодно до 350 000 сезонных рабочих в Германии заботятся об урожае спаржи и клубники, которые немцы покупают на рынке и в супермаркете.

Петер Козен — католический священник, прославившийся в прошлом году резкой критикой неприемлемых условий труда в мясоперерабатывающей промышленности Германии. За свою приверженность он был даже награжден Орденом за заслуги перед премьер-министром земли Северный Рейн-Вестфалия Армином Лаше. «Во многих местах игнорируется тот факт, что люди подвергаются риску из-за того, что они не могут держаться на расстоянии и становятся жертвами массовых вспышек инфекции», — сказал он Государственному вестнику.

Не позднее прошлого года стало известно, что в пищевой промышленности Германии наблюдаются огромные вспышки инфекции — будь то мясопереработка, сбор фруктов и овощей или где-либо еще.

«Создается впечатление, что существуют двойные стандарты», — сказал пастор Козен. Он считает, что меньше заботятся о рабочих из Восточной и Юго-Восточной Европы. По его словам, если бы для этой тяжелой работы пришлось привлекать немцев, все выглядело бы иначе. «И это недопустимо», — сказал пастор Козен.

А Бенджамин Луиг из Европейского союза сезонных рабочих, который также является координатором инициативы «Честная сельскохозяйственная работа», не был удивлен вспышкой COVID-19 на спаржевой ферме Кирхдорфа. «Просто меры очень мягкие», — сказал он. Луиг также считает, что для иностранных сезонных рабочих существуют двойные стандарты. Он указывает на другую проблему: на тот факт, что эти люди месяцами работают в Германии без медицинской страховки.

Ведущие политики Германии сначала проигнорировали то, что произошло в Кирхдорфе. Только председатель Левой партии Джанин Уистлер высказалась по этому поводу. Она отметила, что сезонные рабочие подвергаются высокому риску, много работают и обычно живут в убогих домах с ужасными ванными комнатами. В связи с этим Уистлер настаивает на улучшении условий труда и быта для этой рабочей силы: людей следует размещать в одноместных комнатах, предоставлять бесплатные защитные маски и регулярно проходить тестирование на COVID-19. И еще: те, кто хочет работать в Германии, должны иметь медицинскую страховку — с первого дня.

После выступления Уистлер с заявлением выступил член парламента от HDZ Аксель Кнорих, в избирательный округ которого входит Кирхдорф. Он утверждает, что работники спаржевой фермы регулярно проходили тестирование на коронавирус ,и что у компании была концепция гигиены.

Сегодня этот вопрос рассмотрит Бундесрат — Палата немецких провинций. Ожидается принятие пункта, согласно которому в порядке исключения сезонные рабочие смогут работать в Германии до 102 дней без социального обеспечения. Другими словами: при пребывании в стране до 3-4 месяцев иностранные сборщики спаржи или клубники будут продолжать работать без страховки.

«Это серьезная проблема», — сказал отраслевой эксперт Бенджамин Луиг: «Многие из этих рабочих также не имеют страховки в своих странах. Мы просто не можем оставить их здесь на 4 месяца без какой-либо социальной защиты».